Городской конкурс детских исследовательских работ по программе «Отечество»
Свой – чужой
Ученицы 11 «А» класса средней школы №513 г.Москвы ЮВАО
Васильевой Кристины
Учитель истории Зудочкина С.В.
Москва 2010
Содержание.
I. Введение.
1.1. Образ врага и мифологическое мышление.
II. Мифы о кавказцах в московских семьях и школах.
2.1. Кавказцы – агрессивная нация.
2.2. Кавказцы – народ иной веры.
2.3. Кавказцы – противоречивый менталитет.
III. Заключение.
«Нет плохих народов, есть просто плохие люди» А. Приставкин
1.1 Образ врага и Мифологическое мышление.
Думаю, не стоит сомневаться в том, что двадцатый век, уходящий в историю человечества под идеей торжества человеческого разума, стал для нас веком открытий. Изобретена беспроводная связь, создана новая реальность, названная нами виртуальной, найдено множество научных объяснений ряду природных загадок. Но вместе с тем двадцатый век породил новую идеологическую чуму, феномен так называемого массового сознания, которое можно охарактеризовать как «прорыв архетипов». Проще говоря, составляющей сознания людей стало мифологическое мышление. Как это понять? Как во время стремительного развития средств массовой коммуникации, когда каждый день человек получает огромные количество совершенно избыточной информации, на арену выходят мифы? Ответ прост. Несмотря на гигантские достижения в сфере науки и техники, всемогущество разума оказывается мнимым, то есть наука породила своим существованием такой камень, который она не в силах поднять – она не может дать исчерпывающие ответы на все поставленные вопросы. Хотя и существуют объяснения каждому явлению, но зачастую они не понятны простому обывателю, человеку, которому сложны для понимания такие вещи, как когнитивный диссонанс и дизъюнкция. Именно в этот момент человеческое сознание призывает на помощь миф. Миф, как и в древние времена, открывает человеку тайны бытия, то есть происхождение и истоки событий и явлений. Именно миф дарит человеку уверенность в таких вещах, как мессианская роль пролетариата, тысячелетнее царствование рейха, величество вождей человечества. Ныне мифы используются в пропагандистских и иных политических целях, как сильнейшее орудие для манипулирования массовым сознанием людей. Слово «Миф» в переводе с греческого означает «предание, сказание». Если рассматривать миф с точки зрения психологии и социологии, то это – первая форма самосознания человечества. Еще в древних общинах миф объединял племена под собственной версией происхождения, таким образом, на мой взгляд, отделяя «своих», то есть родное племя, от «чужих», то есть тех, кто к этому племени не принадлежит. Именно так появились бинарные оппозиции, такие как: «свой - чужой», «друг - враг», «чистое - грязное», «верх - низ». В конечном итоге это приводило к разделению мира в сознании человека на два полушария – «белое» и «черное», то есть негативное и позитивное, полезное и вредное для человеческого существования в целом. На мой взгляд, те мифы, которые я хотела бы проанализировать в своей работе, являются кусочками одно большого мифа, который на данный момент распространен повсеместно в современном обществе, находящимся под влиянием средств массовой информации – миф о лице кавказской национальности, как о чем-то враждебно-агрессивном для человека. Я имею в виду российское общество, для которого, к сожалению, характерны нетерпимость и враждебность, так смело называемые расизмом и нацизмом. Поводом для размышления над данной темой послужило чтение повести Приставкина «Ночевала тучка золотая». Я обратила внимание на то, что каждый день меня окружает феномен нетерпимости и враждебности. Я живу в многонациональной стране, учусь в многонациональной школе, классе, воспитывалась в такой же семье. Мне уже было известно, что темы толерантности, враждебности, нетерпимости и нацизма волновали человечество всегда. К примеру, борьба СССР в Великой Отечественной войне не только против Германии, но и фашистской идеологии. Но, к сожалению, человечество не усвоило уроки Великой Отечественной войны. Об этом свидетельствует появление неофашизма в наши дни. Всем очевидно, что любая идеология, а следовательно и пропаганда, исходят из определенных интересов государства. Для любой идеологии, пропаганды должны быть созданы условия и социальная опора. В настоящее время мы живем в демократическом государстве Российской Федерации, где Конституция РФ также регулирует общественной отношения. К примеру, статья 19, п. 2 гласит о том, что «Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности». Или статья 28 утверждает, что «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними». Также, в соответствии со статьей 29, п. 2, в российском обществе «не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства». Но откуда тогда возникают межнациональные конфликты? Что служит причиной возникновения мифов? Ответ на этот вопрос наиболее точно в своей статье сформулировал А. Приставкин: «Ни нацизм, ни расизм не являются первородным грехом только восходящих к жизни детей – они, в своем абсолютном большинстве, рождаются, как предписано Всевышним, интернационалистами. Это потом, в семье, школе, на улице, в компаниях, уж кому где повезет, начинают прорезаться предрассудки, способные извратить любую первоначальную истину, особенно если они лягут на благодатную почву. Недавно прочитал: в одной школе дети после начала войны в Чечне стали преследовать своего товарища, беженца с Кавказца, и в этом им помогал – вы не поверите - учитель». Исходя из вышеизложенного, считаю, что тема, рассматриваемая мной, является актуальной и в общечеловеческом плане, в различные исторические эпохи, является злободневной для современности, России, моего родного города Москвы и лично для меня. Исходя из данной темы, полем моего исследования является решение национального вопроса в воспитательном процессе семьи и школы. Итак, объектом моего исследования служит явление «прорыва архетипов» в воспитательном процессе. Предметом моего исследования является изучение воспитательных процессов в социальных институтах, таких как семья и школа, на предмет формирования образа врага. Гипотеза моего исследования: миф «свой - чужой» имеет место быть в семье и школе. Цель моей работы: рассмотреть проявление мифа о лицах кавказской национальности в воспитательном процессе семьи и школы. В ходе исследовательской работы я ставлю перед собой такие задачи: 1. Рассмотреть миф, как средство пропаганды и манипуляции сознанием человека. 2. Проанализировать воспитательный процесс в семье и школе, как «благодатную почву» для формирования мифа о лицах кавказской национальности в сознании московской молодежи. Методы раскрытия темы, используемые мною в ходе работы: 1. Анализ документальных источников (Конституция РФ, статьи А. Приставкина); 2. Синтез: соединение различных источников для внесения ясности в исследуемый вопрос. 3. Обобщение собранного материала, определение значимости, актуальности рассматриваемой темы. 4. Метод дедуктивного анализа (переход от общего факта к частным выводам) 5. Социологический метод (социологические опросы, общий мониторинг школы № 513)