Алгоритм написания Эссе (задание С 9)
Выбор темы
Нельзя выбирать тему ,если в ней содержится формулировка основного понятия; если тема сформулирована публицистически- трудно подбирать аргументы ; не желательно выбирать тему по политологии- трудно доказывать. Например, вы выбрали тему: «Право человека должно быть священным каким бы ни было государство». 1. Еще раз написать название темы и автора
I абзац 2 элемента
1. Данное высказывание ( суждение) указывает на проблему прав человека соблюдения их в государственной жизни. (можно рассказать о правом государстве) 2. Данная проблема актуальна для человека во все времена и, конечно, в нашем современном обществе. Права человека содержат гуманистические ценности. Человек является носителем гуманистических ценностей. В современной России соблюдение прав человека является особенно актуальным в связи с переходом к правовому государству. В действующей Конституция РФ (1993г) имеется глава 2, в которой написаны практически все права человека, содержащиеся в Всемирной Декларации прав человека. Рассматриваемая проблема актуальна и для меня, так как широкие возможности предоставления прав человеку создают благоприятные условия для реализации человека, для полноценного развития личности.
II абзац 3 элемента 1. Представление точки зрения автора по проблеме. Известный немецкий философ, автор теории «категорического императива» И. Кант полагает , что право человека должно быть неизменным в каком бы государстве оно не предоставлялось. 2. Я согласен с оценкой автора и считаю, что права человека государство не может изменить и ограничить Многие из прав даются человеку от рождения - свободное развитие, защита собственности, здоровья и безопасности. Ряд других возникают в процессе эволюции самого общества и государства. Трудности с предоставлением этих прав встречаются в монархическом и тоталитарном государствах. И только со становлением демократического режима, правового государства (демократического государства) возможно широкое применение прав человека.
III. Абзац 2 элемента Теоретическое обоснование точки зрения 1.Приведем теоретическое обоснование данной точки зрения ( дается определение прав человека , а также указывается что гарантом прав человека является правовое государство дается объяснение правового государства. 2.Данное высказывание можно подтвердить высказываниями( мнениями) известных людей( приводятся примеры – цитаты) IV.Примеры . Приведем примеры в доказательство нашей позиции ……. Попрание прав человека происходило в фашистской Германии , в тоталитарном государстве в СССР, положение холопов в « Русской Правде» V. Аргументация на собственном опыте. Могу подтвердить на личном опыте (семья, школа , класс) о соблюдении прав человека в семье (пример) VI. Вывод Возвращаясь к заявленной теме могу сделать вывод….. Права человеку необходимы для полноценного развития, сохранения нравственного и физического здоровья, защите его жизни и имущества. Поэтому, каким бы ни было государство человек нуждается в них. Материалы для написания эссе по обществознанию (ДЕМО) Лучшие законы рождаются из обычаев (Ж. Жубер).
Жозеф Жубе́р (фр. Joseph Joubert, 7 мая 1754, Монтиньяк, деп. Дордонь — 4 мая 1824, Париж) — французский писатель. Биография
Был учителем в провинции, а с 1778 года поселился в Париже, где поддерживал хорошие отношения с энциклопедистами, был литературным секретарем Дидро. Разделяя идеи энциклопедистов, он не переставал, однако, быть христианином Как появились законы и государство? Одно можно сказать с полной уверенностью: произошло это, конечно же, не в один год и даже не в одно какое-то столетие. При первобытнообщинном строе общественные отношения стабилизировал обычай (низкая производительность труда, коллективный труд, собственность общественная). Не было необходимости в государстве и праве. Они стали возникать по мере развития, усложнения общественных отношений, возникла необходимость в регулировании семейных отношений, в создании « третьей силы», которая была бы способна рассудить участвующие во взаимосвязях стороны. Ею стало государство . Оно заменило родовую организацию, которая основывалась на господстве обычая. Появляется особая группа людей, которая управляет, использует для подчинения чужой воли тюрьмы, специальные отряды вооруженных людей, войско и т.д. Население платит налоги, а самые мудрые из этих людей формулируют законы Практика законодательного регулирования общественной жизни России берет начало в период Киевской Руси. Это Русская правда Ярослава Мудрого (« правда» в Др.Руси означала «истина», «справедливость», « правосудие», «право») в которую записывались обычаи, решения княжеского суда. Со временем небольшой единый сборник правовых норм «Русская правда» вырос во множество различных указов и законов, которые неоднократно объединяли в уложения (Уложения Алексея Михайловича), а позднее – в многотомные своды законов (Свод Законов Российской империи, Свод Законов СССР) В настоящее время в России идет бурное издание новых законов, изменение и дополнение старых. Сейчас только с помощью компьютера можно собрать все законы воедино, тем более этот своеобразный компьютерный свод законов требует еженедельного обновления Закон
Закон – это документ, в котором государство записывает правовые нормы Закон – это писаное право Закон – это связь и взаимосвязь каких –нибудь явлений объективной действительности, обнаруживающиеся в определенном порядке Закон – это постановление государственной власти Закон – это правило Закон – это юридический акт, принятый высшим представительным органом государственной власти либо непосредственным волеизъявлением населения и регулирующий, как правило, наиболее важные общественные отношения Закон – это нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой Закон есть общепризнанное и безличное (т.е. не зависящее от личных мнений и желания) определение права, или понятие о должном, в данных условиях и в данном отношении, равновесии частной свободы и общего блага, - определение или общее занятие, осуществляемое в единичных случаях или делах. Отсюда три отличительных признака закона: 1. его публичность – постановление, не обнародованное во всеобщее сведение, не может потому иметь силу закона. 2. его конкретность – закон выражает норму действительных жизненных отношений в данной общественной среде, а не какие-нибудь отвлеченные истины и идеалы 3. его реальная применимость, или удобоисполнимость в каждом единичном случае, ради чего с ним всегда связана так называемая «санкция», т.е. угроза принудительными и карательными мерами, - на случай неисполнения его требований или нарушения его запрещений (В.С. Соловьев) Законность – это неукоснительное исполнение законов и соответствующих им правовых актов всеми органами государства, должностными и иными лицами Законодательство – форма выражения объективного права - весь комплекс издаваемых правотворческими органами нормативных актов, важнейшим из которых является закон - законодательные акты и нормативные решения правительства Право – система общеобязательных социальных норм, охраняемых силой государственного принуждения, обеспечивающего юридическую регламентацию общественных отношений в масштабе всего общества - совокупность социальных регуляторов, которая может быть облачена в соответствующую законодательную форму - регулятор поведения человека, выражающий меру его свободы и обеспеченный деятельностью государств Высказывания выдающихся людей
. «Имеется истинный закон, праведный разум, согласный с природой; он не изменен и вечен…Закон находится в согласии с природой, присутствует всюду и является вечным. Он приглашает к исполнению долга и в испуге шарахается от преступления и коварства. Ни волей Сената, ни волей народа никто не может быть освобожден от обязанностей, возлагаемых на него законом. Он неизменен и не может утратить своей силы. Все народы во все времена будут подчиняться вечному закону»( Цицерон) Закон есть высшее проявление человеческой мудрости, использующее опыт людей на благо общества (С.Джонсон – английский поэт и писатель) Законы пишутся для обыкновенных людей, поэтому они должны основываться на простых правилах здравого смысла (Т.Джефферсон) Не быть подчиненным никакому закону – значит быть лишенным самой спасительной защиты, ибо законы должны нас защищать не только от других, но и от самих себя (Г.Гейне, писатель, мыслитель, поэт) Закон напрасно существует для тех, у кого нет ни мужества, ни средства защитить его (Т.Маколей, историк) В цивилизованных демократических государствах человека защищает ЗАКОН. Причем ЗАКОН охраняет человека не только от преступников, ловкачей и прочих злодеев, но и от бездушных, слишком ретивых или просто жестоких чиновников, которые думают, что государство – это они, что органы государства принадлежат им и они могут пользоваться своей близостью к власти в корыстных интересах. В справедливом государстве право, закон сильнее власти. Каждый человек должен знать, как использовать законы для защиты своих прав и интересов. Нужно верить в то, что такая защита реальна. Эта вера укрепляет чувство собственного достоинства. И тогда человек никогда не сможет быть рабом чего-либо: власти, людей, обстоятельств… Он навсегда останется свободным человеком. Примат закона означает, что ЗАКОН ценен сам по себе, а его исполнение обязательно, вне зависимости от тех целей, которые ставят перед собой люди. ЗАКОН как бы определяет «пространство», на котором можно (или нельзя) делать то-то и то-то, а ради чего это будет делаться для закона несущественно. (Например: предпринимательская деятельность – одни бизнесмены завышают цены, потому что им продают сырье втридорога, а другие – просто чтобы быстро обогатиться. Но в том и другом случае действия деловых людей – законны, тогда как моральная оценка может быть различной Главный защитник человека в правовом государстве – ЗАКОН. Но он может служить помощником человеку лишь в том случае, когда тот знает, кто может привести в действие закон, кто с помощью закона может выручить в трудную минуту. Полезно знать, кто защищает нас с помощью закона. Это прежде всего – государственные органы: 1. Милиция (МВД РФ, органы внутренних дел на местах) 2. Прокуратура (Генеральная прокуратура РФ) 3. Суд (федеральные суды и суды субъектов РФ) 4. Министерство юстиции (руководит судами, исправительными учреждениями, способствует укреплению законности, защите прав населения) 5. Государственный комитет по антимонопольной политике (защищает права потребителей, ограничивает монопольную деятельность) 6. Госторгинспекция (контролирует соблюдение правил торговли и др.) 7. Адвокатура (защита граждан в судах, государственных и негосударственных учреждениях Закон и обычай
Обычаем, говоря вообще, называется ряд постоянных и однообразных соблюдений какого-либо правила в течение более или менее продолжительного времени. Обычай юридический как источник права называется также обычным правом. Обычай может сделаться источником права лишь при следующих условиях: а) Он должен содержать в себе юридическое воззрение, ибо никакое другое воззрение не может породить права. b) Юридическое воззрение должно неоднократно проявиться в действительности и следовательно быть соблюдаемо в течение более или менее продолжительного времени. Но числа проявлений определить нельзя, а можно сказать только, что чем более случаев, в которых проявилось одно и то же юридическое воззрение, тем легче судить о существовании обычного права; чем менее - тем труднее. Точно так же и относительно времени соблюдения можно сказать только, что оно должно быть достаточно для того, чтобы юридическое воззрение проникло в сознание народа как право, и, разумеется, чем реже встречаются случаи применения какого-либо юридического воззрения, тем более нужно времени, чтобы это воззрение получило значение обычного права. с) Юридическое воззрение должно проявляться постоянно однообразно; в противном случае не может образоваться обычай. Но это не значит, что каждое уклонение от юридического воззрения препятствует ему сделаться обычным правом. Напротив, если уклонение представляется в виде исключения, то тем самым резко указывается на существование обычного права – exceptio firmat regulam. d) Обычай не должен противоречить нравственности: общество не может признавать прав, несовместных с доброй нравственностью. Впрочем это условие заключается уже в том, что обычай должен содержать в себе юридическое воззрение, которое и есть не что иное, как проявление нравственного закона в применении к общежитию. На основании сказанного обычное право можно определить как юридическое положение, раскрывающееся в неоднократном и однообразном применении. Если все принадлежности обычного права соблюдены, то обычай рождает право для граждан и показывает влияние на действительность. Оно обнаруживается: а) в определении юридических отношений, не определенных законодательством: обычай восполнит его пробелы; b) в толковании закона: обычай или изъясняет смысл закона, выраженного темно, или ограничивает, или распространяет буквальный смысл закона; в этом смысле римские юристы говорили об обычае: optima est legum interpres consuetudo; с) в отмене закона: обычай выводит его из употребления, следовательно здесь обычное право действует отрицательно; но не должно себе представлять, что оно разом отменяет закон, – нет, действие обычного права в этом случае подтачивающее, происходящее незаметно, исподволь. Возникает вопрос: на каком же основании действует обычай в государстве? Вопрос решается различно. Одни говорят, что в обычае выражается общая воля народа, и на этом основывают действие обычного права. Но общественная воля в государстве высказывается через правительство, а даже в государствах демократических обычай не признается органом для выражения общественной воли; следовательно нельзя указывать на нее как на основание действия обычного права. Другие говорят, что сила обычая – в его разумности. Но общественные отношения определяются волей: одна разумность положения не делает его обязательным; действием же воли и неразумное может иметь приложение. Наконец, говорят, что обычное право заимствует силу свою от законодательной власти, что обязательная сила обычая основывается на явно выраженном или безмолвном соглашении законодательства. Законом называется исходящее от верховной власти правило, которым устанавливаются права. Сама власть верховная в этой деятельности называется властью законодательной. Сравнение закона и обычая
Сопоставляя закон и обычай, как два главных источника права, мы должны сказать, что закон есть, несомненно, более совершенная форма права. Историческая школа юристов очень увлеклась обычным правом, находя, что оно одно только и является непосредственным выражением народного духа, тогда как законодательная деятельность может идти в разрез с чисто народным творчеством. В этом конечно, есть доля истины. Но в то же время нельзя не признать, что обычай по саму существу своему страдает весьма важными недостатками. 1) Содержание обычая никогда не бывает столь точным и определенным, как содержание закона. Закон фиксирован в известной словесной формуле, которая не подлежит изменению. Напротив, обычай живет в сознании народа; если его содержание даже отлилось в известные поговорки или записано частными лицами, то эти формулы такой авторитетной силы, как слова закона, не имеют. Возможны различные оттенки в понимании содержания обычая разными лицами общества. Наконец, и не всем членам общества нормы обычного права известны в равной степени. Таким образом, обычай создает менее наглядный и ясный правопорядок, чем закон. 2) Отсюда проистекает другой недостаток обычая. Эта сравнительная расплывчатость и неопределенность обычая открывает простор для злоупотреблений со стороны суда. Под предлогом того или иного толкования обычного права судья может постановлять пристрастные решения. Нельзя рассчитывать на то, что судебные решения будут повсюду однообразны, так как разные суды могут различно понимать содержание обычного права, да и не все знакомы с ним в одинаковой мере. Напротив, закон в одинаковой степени доступен для всех и в руководство судам предлагает совершенно определенные и неизменные формулы. 3) Если обычай играл большую и в общем благотворную роль в малокультурном состоянии общества и был там единственно возможным источником права, то условия современной культуры делают обычное право в общем мало пригодным и иногда прямо вредным. Обычное право не может поспевать за быстрым темпом развития современной культуры и часто только способствует закреплению и упорному сохранению устарелых и вредных традиций. На его содержании гораздо свободнее и в большей степени, чем на содержании закона, отражаются обыкновенно классовые различия и социальное неравенство; социально-сильные при помощи обычаев легча могут поддерживать свой перевес над социально-слабыми; правильно поставленное законодательство вносит в решение подобных вопросов больше справедливости. Одним словом, в большинстве случаев обычное право в наше время является оплотом косности и социального неравенства, устарелых традиций и переживших себя привилегий, тогда как законодательство имеет более передовой характер Всеобщий закон – это свобода , кончающаяся там , где начинается свобода другого ( В . Гюго) Викто́р Мари́ Гюго́ ; 26 февраля 1802, Безансон — 22 мая 1885, Париж) — французский писатель (поэт, прозаик и драматург), глава и теоретик французского романтизма. Член Французской академии (1841). Конституции и другие нормы конституционного (государственного) права зарубежных стран провозглашают права и свободы самого различного характера и содержания. Основные права и свободы можно подразделить на три группы в зависимости от характера отношений, возникающих между индивидуумом и государством, а также между самими индивидуумами. Во-первых, личность как член гражданского общества наделяется определенными социально-экономическими правами и свободами; во-вторых, личность как член политической общности наделяется определенными политическими правами и свободами. И, наконец, в-третьих, как физическое лицо личность наделяется определенными личными правами и свободами. Мы рассмотрим личные права и свободы. Личные права и свободы предоставляются человеку как физическому лицу вне зависимости от того, является он гражданином данной страны или нет. Западная теория часто рассматривает эту категорию прав и свобод как естественную, дарованную человеку не государством, а природой или богом. На практике эти права и свободы также носят позитивный характер, так как они имеют юридическую силу только тогда, когда порядок их применения устанавливается законом. Довольно многочисленные личные права и свободы можно условно подразделить на две основные группы: права и свободы, защищающие человека от произвола со стороны других лиц, и права и свободы, защищающие человека от произвола со стороны государства. Первая группа личных прав и свобод немногочисленна, причем некоторые из них содержат в себе юридические гарантии от произвола как со стороны отдельных лиц, так и государства одновременно. К их числу относится право на жизнь и неприкосновенность личности, право на сопротивление насилию. Особое место занимает право на свободу, которое обычно истолковывается как запрещение рабства и иных форм подневольного состояния. Согласно идеям «правового государства» и «правления права» государство не только обязано соблюдать свои собственные законы, но и не может допускать каких-либо актов произвола в отношении своих граждан. Государство дает гарантии, которые находят свое выражение в провозглашении таких прав и свобод, как неприкосновенность жилища, тайна переписки, свобода передвижения и выбора места жительства и некоторых других. Неприкосновенность жилища предполагает защиту не только от произвольных обысков и выемок, постоя солдат, полицейских вторжений, но и защиту от произвольных действий со стороны отдельных лиц. Здесь можно усмотреть, помимо личных гарантий, одну из форм защиты частной собственности. Тайна переписки и телефонных разговоров в значительной мере обеспечивается закрепленным законом требованием в отношении правоохранительных органов получать специальное разрешение суда для перлюстрации писем и прослушивания телефонных разговоров. Одним из важнейших личных прав человека является свобода передвижения и выбора места жительства. Всеобщая декларация прав человека следующим образом формулирует эту свободу: «Каждый человек имеет право свободно передвигаться и выбирать себе место жительства в пределах каждого государства. Каждый человек имеет право покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну» (ст. 13) [1.1]. Среди других личных прав и свобод, предоставляемых законодательством человеку как физическому лицу, можно назвать право на свободное заключение брака, запрещение пыток и необычайных наказаний. Ограничение прав и свобод. Поскольку права и обязанности реализуются в обществе, что нередко требует сотрудничества людей, то это обстоятельство обуславливает неизбежность определенных ограничений прав и свобод. Ограничение диктуется, прежде всего, необходимостью уважения таких прав и свобод других людей, а также необходимостью уважения нормального функционирования общества и государства, равно как и любого коллектива. Однако любые ограничения допустимы в том случае и в той мере, в каких они предусмотрены в конституциях. Формулы конституционных ограничений прав и свобод разнообразны. Есть общие оговорки (генеральные клаузулы) - законодатель в этом случае при формулировании необходимых ограничений прав и свобод связан с указанными в конституции целями ограничений - "свободы и права могут ограничиваться только законом в целях защиты свобод и прав других людей, правопорядка, общественной морали и здоровья" [2.3] Права человека: Учебное пособие / А.Д. Гусев, Я.С. Яскевич, Ю.Ю. Гафарова и др., под обшей ред. А.Д. Гусева и Я.С. Яскевич. - Мн.: «ТетраСистемс», 2002, с. 89. Есть конкретные оговорки, относящиеся к отдельным правам и свободам. "Жилище неприкосновенно. Без согласия его обитателей никто не может входить в жилище или оставаться в нем, кроме случаев, прямо указанных в законе". В последнее время обозначились тенденции при формулировании в конституциях оговорок к правам и свободам, отсылающих к закону, четко устанавливать для законодателя задачи и пределы регулирования соответствующих отношений, а также основные содержательные положения этого регулирования. Наряду с ограничением прав и свобод, распространяющимися на все население государства, конституции иногда предусматривают индивидуальное лишение прав и свобод как санкцию за злоупотребление ими. "Тот, кто злоупотребляет свободой выражения мнений, в особенности свободой печати, лишается этих основных прав (ст.18 Основного закона ФРГ)". Особенность немецкого конституционного регулирования основных прав человека -- возможность их ограничения со стороны государства. Так, лица, которые используют права, и свободы для борьбы против свободного демократического строя могут быть лишены решением Федерального конституционного суда права на: свободу печати; свободу преподавания; свободу собраний; свободу объединений; тайну переписки, почтовой, телеграфной и иной электросвязи; право собственности; право убежища. Наконец, следует отметить, что конституции часто предусматривают возможность ограничения тех или иных прав и свобод при чрезвычайных обстоятельствах (война, стихийное бедствие и т.д.). Свобода
У этого термина существуют и другие значения, см. Свобода (значения).
Свобо́да — это наличие возможности выбора варианта и реализации (обеспечение) исхода события. Отсутствие такого выбора и реализации выбора равносильно отсутствию свободы — несвободе. (см. также Степени свободы).
Свобода - это отсутствие принуждения со стороны других людей. (см. также Либертарианство).
Свобода есть один из видов проявления случайности, направляемое свободой воли (намеренность воли, осознанная свобода) или стохастическим законом (непредсказуемость исхода события, неосознанная свобода). В этом смысле, понятие «свобода» противоположно понятию «необходимость».
В этике «свобода» связана с наличием свободной воли человека. Свобода воли налагает на человека ответственность и вменяет в заслугу его слова и поступки. Поступок считается нравственным только в том случае, если он совершается свободной волей, является свободным волеизъявлением субъекта. В этом смысле этика направлена на осознание человеком своей свободы и связанной с ней ответственности.
Абсолютная свобода — течение событий таким образом, чтобы воля каждого действующего лица в этих событиях не подвергалась насилию со стороны воли других действующих лиц или обстоятельств.
В «Декларации прав человека и гражданина» (1789, Франция) свобода трактуется как возможность «делать всё, что не наносит вреда другому: таким образом, осуществление естественных прав каждого человека ограничено лишь теми пределами, которые обеспечивают другим членам общества пользование теми же правами. Пределы эти могут быть определены только законом».
В праве свобода связана не просто с ответственностью субъекта за свои деяния, которая подразумевает его свободу воли, но и с мерой ответственности — вменяемости или невменяемости личности в момент совершения поступка. Выработка этой меры ответственности за деяние вызвано требованием справедливости, справедливого воздаяния — меры наказания.
В праве — закрепленная в конституции или ином законодательном акте возможность определённого поведения человека (например, свобода слова, свобода вероисповедания и т. д.). Категория «свобода» близка к понятию «право» в субъективном смысле, однако последнее предполагает наличие более или менее четкого юридического механизма для реализации и обычно соответствующей обязанности государства или другого субъекта совершить какое-либо действие (например, предоставить работу в случае права на труд). Напротив, юридическая свобода не имеет четкого механизма реализации, ей соответствует обязанность воздерживаться от совершения каких-либо нарушающих данную свободу действий.Как не странно, распространённой ошибкой является мнение о том что свобода слова является одним из составляющих свободы(с политической точки зрения), но тем не менее это не так. [1]
Свобода — средство для достижения цели и смысла жизни человека. У язычников идеалы свободы послужили основой создания демократического общества, классическим примером которого стали Афины в Древней Греции. В последние столетия к этим идеалам вернулось и современное общество.
Свобода — это осознанные действия человека, основанные на этике окружающего его общества.
В истории развития понятия свободы понятие творческой свободы постепенно вытесняет понятие свободы от препятствий (принуждения, казуальности, судьбы). В древней философии (у Сократа и Платона) речь идет прежде всего о свободе в судьбе, затем о свободе от политического деспотизма (у Аристотеля и Эпикура) и о бедствиях человеческого существования (у Эпикура, стоиков, в неоплатонизме). В средние века подразумевалась свобода от греха и проклятие церкви, причем возникал разлад между нравственно требуемой свободой человека и требуемым религией всемогуществом Бога. В эпоху Ренессанса и последующий период под свободой понимали беспрепятственное всестороннее развертывание человеческой личности.
Со времени Просвещения возникает понятие свободы, заимствованное у либерализма и философии естественного права (Альтузий, Гоббс, Гроций, Пуфендорф; в 1689 в Англии — Билль о правах), сдерживаемое все углубляющимся научным взглядом, признающим господство всемогущей естественной причинности и закономерности. В нем. религии и философии, начиная от Мейстера Экхарта, включая Лейбница, Канта, Гёте и Шиллера, а также нем. идеализм до Шопенгауэра и Ницше, ставит вопрос о свободе как вопрос о постулате нравственно-творческого соответствия сущности и её развития. Марксизм считает свободу фикцией человек мыслит и поступает в зависимости от побуждений и среды (см. Ситуация), причем основную роль в его среде играют экономические отношения и классовая борьба. Но во внимание не принимаются способности человека к анализу, самоанализу, моделированию представлению результатов своих действий и дальнейших последствий. В зависимости от побуждений и среды делают поступки животные, а человек есть нечто высшее по определению. Спиноза определяет свободу как осознанную необходимость.
Согласно экзистенциализму Хайдеггера, основным состоянием бытия является страх — страх перед возможностью небытия, страх, который освобождает человека от всех условностей действительности и, т.о., позволяет ему достигнуть в некоторой степени свободы, основанной на ничто, выбрать самого себя в своем неизбежном возлагании ответственности на себя самого (см. Заброшенность), то есть выбрать себя как собственное, имеющее ценность существование. Согласно экзистенциализму Ясперса, человек свободен преодолеть бытие мира в выборе самого себя и достигнуть трансценденции Всеобъемлющего (см. Охватывающее, Окружающее).
Согласно Р. Мэю, «…Способность трансцендировать из сиюминутной ситуации является основой человеческой свободы. Уникальное качество человеческого существа — широкий спектр возможностей в любой ситуации, которые, в свою очередь, зависят от самоосознания, от его способности в воображении перебирать различные способы реагирования в данной ситуации» [2]. Такое понимание свободы обходит проблему детерминизма в принятии решения. Как бы решение не было принято, человек его осознаёт, причём осознаёт не причины и цели решения, а значение самого решения. Человек способен выйти за рамки непосредственной задачи (как бы мы не называли объективные условия: необходимость, стимул, или же психологическое поле), он в состоянии иметь какое-то отношение к самому себе, и уже в соответствии с этим принимать решение.
Свободное бытие означает возможность осуществлять добрую или злую волю. Добрая воля обладает достоверностью безусловного, божественного; она ограничивается бессознательным жизненным упрямством простого определённого бытия и подлинного бытия. Согласно экзистенциализму Сартра, свобода не свойство человека, а его субстанция. Человек не может отличаться от своей свободы, свобода не может отличаться от её проявлений. Человек, так как он свободен, может проецировать себя на свободно выбранную цель, и эта цель определит, кем он является. Вместе с целеполаганием возникают и все ценности, вещи выступают из своей недифференцированности и организуются в ситуацию, которая завершает человека и к которой принадлежит он сам. Следовательно, человек всегда достоин того, что с ним случается. У него нет оснований для оправдания.
Тесно связаны понятия анархизма и свободы. Основой идеологии анархистов является утверждение, что государство — тюрьма для народа. Против этого утверждения можно поставить тот факт, что государство обеспечивает безопасность и другие общие интересы своих граждан, ограничивая их свободу. Иными словами, государство играет роль монополии на ограничение свободы человека. В контексте следует отметить труды таких фантастов как Шекли и Брэдбери, особенно повесть «Билет на планету Транай», описывающую общество с радикально иной моралью.
Распространенное понимание свободы как "осознанной необходимости" подменяет смысл этого термина, оправдывая факт существования "необходимости", то есть "отсутствия выбора", противоречащей самой сути свободы. "Осознанная необходимость" может трактоваться как "Смирение сознания с отсутствием выбора". Свобода в своем истинном смысле может быть определена как "Полный осознанный отказ от понятия "необходимость"". Человек есть деятель и соучастник общего мирового процесса. Бехтерев В. М Влади́мир Миха́йлович Бе́хтерев (20 января 1857, Сорали — 24 декабря 1927, Москва) — выдающийся русский медик-психиатр, невропатолог, физиолог, психолог, основоположник рефлексологии и патопсихологического направления в России, академик. ….каждый человек, явившийся наследником прошлых поколений, есть деятель, творец и созидатель будущего. Он не имеет права говорить о своем бессилии или бесплодности труда, ибо в нем самом заключается рождение будущего. для всякой человеческой личности возникает и необходимость нравственного совершенствования в течение жизни. Необходимо, чтоб каждая личность, благодаря тому запасу энергии, который она приобретает как со своим рождением, так и в течение своей жизни путем трансформирования энергий окружающей природы, возможно полнее участвовала в общей созидательной работе над развитием духовной культуры человечества и вносила бы всю силу своей творческой деятельности в окружающий мир. Это есть моральная обязанность каждой вообще личности, вытекающая из всего строя посылок, который был передан нами в предыдущем изложении. Жизнь, как и весь мир, не есть покой, а беспрерывное движение и деятельность. Труд, связанный с затратой энергии, есть физиологическая необходимость для человека. Но труд сам по себе как всякая деятельность, встречающая на пути своем те или другие препятствия, приводит человека к совершенствованию, которое продолжается от самого младенчества до прекращения человеческой жизни, если в нем не будет преждевременно убита склонность к труду, а следовательно, и к совершенствованию, тем или другим болезненным недугом. Нельзя забывать, что противодействия, встречаемые на пути той или иной деятельности, не препятствуют вполне совершенствованию, они только его задерживают на то или другое время, но в то же время усиливают энергию к преодолению препятствий. Однако взаимное соперничество не может быть ни целью жизни, ни даже одним только средством совершенствования, ибо уже и в биологии наряду с естественным отбором, основанным на борьбе, действует везде и всюду, как я доказываю, так называемый социальный отбор, причем если первый, т. е. естественный отбор лежит в основе биологического прогресса, то второй, т. е. социальный отбор, основанный на сотрудничестве и разделе труда, лежит главнейшим образом в основе социального прогресса.(18) Из предыдущего ясно, что человек не только способен к совершенствованию, но он и не может не совершенствоваться, находясь в условиях окружающей его среды, и потому совершенствование его идет то скорее, то медленнее, но безостановочно всю жизнь до ее предела. Каждый миг его жизни есть только ступень для поднятия вверх к высшим формам проявления индивидуальности - вот основной закон нормального развития человеческой жизни. Но человек в то же время существо социальное, и без социальности нельзя представить себе совершенствующейся человеческой личности. Вот почему совершенствование одного не только не должно мешать совершенствованию других, а даже содействовать тому, иначе и собственное совершенствование оказывалось бы социальным Примеры
Александр Блок взволнованно писал о том, что личная трагедия - это лишь часть трагедии мировой, и развивается в связи с судьбой всего человечества. Острое ощущение противостояния творческого и человеческого "я", отрицание окружающей действительности, патетичность и даже пафосность переживаний - все это побуждало выходить за узкие пространственные и временные рамки вседневного и обычного. Нарастающий "кризис нравственных императивов" открыл необозримые горизонты мистики, трактуемой как свободное самоутверждение сверхличной воли в индивидууме. Это обновленное мироощущение, открытое во всех своих противоречиях, высочайшая степень рефлексивности, имманентная ему, стала причиной появления принципиально нового типа творческой личности. Новый тип Художника-Творца, сформировавшийся в новой органической эпохе, тяготеющей к синтезу, возврату к мифологическим началам и всеединству, отразил нарастающий кризис во всей полноте. Личность человека стала мерилом всего жизнетворческого процесса Цитаты Жизнь отдельного человека имеет
Был учителем в провинции, а с 1778 года поселился в Париже, где поддерживал хорошие отношения с энциклопедистами, был литературным секретарем Дидро. Разделяя идеи энциклопедистов, он не переставал, однако, быть христианином Как появились законы и государство? Одно можно сказать с полной уверенностью: произошло это, конечно же, не в один год и даже не в одно какое-то столетие. При первобытнообщинном строе общественные отношения стабилизировал обычай (низкая производительность труда, коллективный труд, собственность общественная). Не было необходимости в государстве и праве. Они стали возникать по мере развития, усложнения общественных отношений, возникла необходимость в регулировании семейных отношений, в создании « третьей силы», которая была бы способна рассудить участвующие во взаимосвязях стороны. Ею стало государство . Оно заменило родовую организацию, которая основывалась на господстве обычая. Появляется особая группа людей, которая управляет, использует для подчинения чужой воли тюрьмы, специальные отряды вооруженных людей, войско и т.д. Население платит налоги, а самые мудрые из этих людей формулируют законы Практика законодательного регулирования общественной жизни России берет начало в период Киевской Руси. Это Русская правда Ярослава Мудрого (« правда» в Др.Руси означала «истина», «справедливость», « правосудие», «право») в которую записывались обычаи, решения княжеского суда. Со временем небольшой единый сборник правовых норм «Русская правда» вырос во множество различных указов и законов, которые неоднократно объединяли в уложения (Уложения Алексея Михайловича), а позднее – в многотомные своды законов (Свод Законов Российской империи, Свод Законов СССР) В настоящее время в России идет бурное издание новых законов, изменение и дополнение старых. Сейчас только с помощью компьютера можно собрать все законы воедино, тем более этот своеобразный компьютерный свод законов требует еженедельного обновления Закон
Закон – это документ, в котором государство записывает правовые нормы Закон – это писаное право Закон – это связь и взаимосвязь каких –нибудь явлений объективной действительности, обнаруживающиеся в определенном порядке Закон – это постановление государственной власти Закон – это правило Закон – это юридический акт, принятый высшим представительным органом государственной власти либо непосредственным волеизъявлением населения и регулирующий, как правило, наиболее важные общественные отношения Закон – это нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой Закон есть общепризнанное и безличное (т.е. не зависящее от личных мнений и желания) определение права, или понятие о должном, в данных условиях и в данном отношении, равновесии частной свободы и общего блага, - определение или общее занятие, осуществляемое в единичных случаях или делах. Отсюда три отличительных признака закона: 1. его публичность – постановление, не обнародованное во всеобщее сведение, не может потому иметь силу закона. 2. его конкретность – закон выражает норму действительных жизненных отношений в данной общественной среде, а не какие-нибудь отвлеченные истины и идеалы 3. его реальная применимость, или удобоисполнимость в каждом единичном случае, ради чего с ним всегда связана так называемая «санкция», т.е. угроза принудительными и карательными мерами, - на случай неисполнения его требований или нарушения его запрещений (В.С. Соловьев) Законность – это неукоснительное исполнение законов и соответствующих им правовых актов всеми органами государства, должностными и иными лицами Законодательство – форма выражения объективного права - весь комплекс издаваемых правотворческими органами нормативных актов, важнейшим из которых является закон - законодательные акты и нормативные решения правительства Право – система общеобязательных социальных норм, охраняемых силой государственного принуждения, обеспечивающего юридическую регламентацию общественных отношений в масштабе всего общества - совокупность социальных регуляторов, которая может быть облачена в соответствующую законодательную форму - регулятор поведения человека, выражающий меру его свободы и обеспеченный деятельностью государств Высказывания выдающихся людей
. «Имеется истинный закон, праведный разум, согласный с природой; он не изменен и вечен…Закон находится в согласии с природой, присутствует всюду и является вечным. Он приглашает к исполнению долга и в испуге шарахается от преступления и коварства. Ни волей Сената, ни волей народа никто не может быть освобожден от обязанностей, возлагаемых на него законом. Он неизменен и не может утратить своей силы. Все народы во все времена будут подчиняться вечному закону»( Цицерон) Закон есть высшее проявление человеческой мудрости, использующее опыт людей на благо общества (С.Джонсон – английский поэт и писатель) Законы пишутся для обыкновенных людей, поэтому они должны основываться на простых правилах здравого смысла (Т.Джефферсон) Не быть подчиненным никакому закону – значит быть лишенным самой спасительной защиты, ибо законы должны нас защищать не только от других, но и от самих себя (Г.Гейне, писатель, мыслитель, поэт) Закон напрасно существует для тех, у кого нет ни мужества, ни средства защитить его (Т.Маколей, историк) В цивилизованных демократических государствах человека защищает ЗАКОН. Причем ЗАКОН охраняет человека не только от преступников, ловкачей и прочих злодеев, но и от бездушных, слишком ретивых или просто жестоких чиновников, которые думают, что государство – это они, что органы государства принадлежат им и они могут пользоваться своей близостью к власти в корыстных интересах. В справедливом государстве право, закон сильнее власти. Каждый человек должен знать, как использовать законы для защиты своих прав и интересов. Нужно верить в то, что такая защита реальна. Эта вера укрепляет чувство собственного достоинства. И тогда человек никогда не сможет быть рабом чего-либо: власти, людей, обстоятельств… Он навсегда останется свободным человеком. Примат закона означает, что ЗАКОН ценен сам по себе, а его исполнение обязательно, вне зависимости от тех целей, которые ставят перед собой люди. ЗАКОН как бы определяет «пространство», на котором можно (или нельзя) делать то-то и то-то, а ради чего это будет делаться для закона несущественно. (Например: предпринимательская деятельность – одни бизнесмены завышают цены, потому что им продают сырье втридорога, а другие – просто чтобы быстро обогатиться. Но в том и другом случае действия деловых людей – законны, тогда как моральная оценка может быть различной Главный защитник человека в правовом государстве – ЗАКОН. Но он может служить помощником человеку лишь в том случае, когда тот знает, кто может привести в действие закон, кто с помощью закона может выручить в трудную минуту. Полезно знать, кто защищает нас с помощью закона. Это прежде всего – государственные органы: 1. Милиция (МВД РФ, органы внутренних дел на местах) 2. Прокуратура (Генеральная прокуратура РФ) 3. Суд (федеральные суды и суды субъектов РФ) 4. Министерство юстиции (руководит судами, исправительными учреждениями, способствует укреплению законности, защите прав населения) 5. Государственный комитет по антимонопольной политике (защищает права потребителей, ограничивает монопольную деятельность) 6. Госторгинспекция (контролирует соблюдение правил торговли и др.) 7. Адвокатура (защита граждан в судах, государственных и негосударственных учреждениях Закон и обычай
Обычаем, говоря вообще, называется ряд постоянных и однообразных соблюдений какого-либо правила в течение более или менее продолжительного времени. Обычай юридический как источник права называется также обычным правом. Обычай может сделаться источником права лишь при следующих условиях: а) Он должен содержать в себе юридическое воззрение, ибо никакое другое воззрение не может породить права. b) Юридическое воззрение должно неоднократно проявиться в действительности и следовательно быть соблюдаемо в течение более или менее продолжительного времени. Но числа проявлений определить нельзя, а можно сказать только, что чем более случаев, в которых проявилось одно и то же юридическое воззрение, тем легче судить о существовании обычного права; чем менее - тем труднее. Точно так же и относительно времени соблюдения можно сказать только, что оно должно быть достаточно для того, чтобы юридическое воззрение проникло в сознание народа как право, и, разумеется, чем реже встречаются случаи применения какого-либо юридического воззрения, тем более нужно времени, чтобы это воззрение получило значение обычного права. с) Юридическое воззрение должно проявляться постоянно однообразно; в противном случае не может образоваться обычай. Но это не значит, что каждое уклонение от юридического воззрения препятствует ему сделаться обычным правом. Напротив, если уклонение представляется в виде исключения, то тем самым резко указывается на существование обычного права – exceptio firmat regulam. d) Обычай не должен противоречить нравственности: общество не может признавать прав, несовместных с доброй нравственностью. Впрочем это условие заключается уже в том, что обычай должен содержать в себе юридическое воззрение, которое и есть не что иное, как проявление нравственного закона в применении к общежитию. На основании сказанного обычное право можно определить как юридическое положение, раскрывающееся в неоднократном и однообразном применении. Если все принадлежности обычного права соблюдены, то обычай рождает право для граждан и показывает влияние на действительность. Оно обнаруживается: а) в определении юридических отношений, не определенных законодательством: обычай восполнит его пробелы; b) в толковании закона: обычай или изъясняет смысл закона, выраженного темно, или ограничивает, или распространяет буквальный смысл закона; в этом смысле римские юристы говорили об обычае: optima est legum interpres consuetudo; с) в отмене закона: обычай выводит его из употребления, следовательно здесь обычное право действует отрицательно; но не должно себе представлять, что оно разом отменяет закон, – нет, действие обычного права в этом случае подтачивающее, происходящее незаметно, исподволь. Возникает вопрос: на каком же основании действует обычай в государстве? Вопрос решается различно. Одни говорят, что в обычае выражается общая воля народа, и на этом основывают действие обычного права. Но общественная воля в государстве высказывается через правительство, а даже в государствах демократических обычай не признается органом для выражения общественной воли; следовательно нельзя указывать на нее как на основание действия обычного права. Другие говорят, что сила обычая – в его разумности. Но общественные отношения определяются волей: одна разумность положения не делает его обязательным; действием же воли и неразумное может иметь приложение. Наконец, говорят, что обычное право заимствует силу свою от законодательной власти, что обязательная сила обычая основывается на явно выраженном или безмолвном соглашении законодательства. Законом называется исходящее от верховной власти правило, которым устанавливаются права. Сама власть верховная в этой деятельности называется властью законодательной. Сравнение закона и обычая
Сопоставляя закон и обычай, как два главных источника права, мы должны сказать, что закон есть, несомненно, более совершенная форма права. Историческая школа юристов очень увлеклась обычным правом, находя, что оно одно только и является непосредственным выражением народного духа, тогда как законодательная деятельность может идти в разрез с чисто народным творчеством. В этом конечно, есть доля истины. Но в то же время нельзя не признать, что обычай по саму существу своему страдает весьма важными недостатками. 1) Содержание обычая никогда не бывает столь точным и определенным, как содержание закона. Закон фиксирован в известной словесной формуле, которая не подлежит изменению. Напротив, обычай живет в сознании народа; если его содержание даже отлилось в известные поговорки или записано частными лицами, то эти формулы такой авторитетной силы, как слова закона, не имеют. Возможны различные оттенки в понимании содержания обычая разными лицами общества. Наконец, и не всем членам общества нормы обычного права известны в равной степени. Таким образом, обычай создает менее наглядный и ясный правопорядок, чем закон. 2) Отсюда проистекает другой недостаток обычая. Эта сравнительная расплывчатость и неопределенность обычая открывает простор для злоупотреблений со стороны суда. Под предлогом того или иного толкования обычного права судья может постановлять пристрастные решения. Нельзя рассчитывать на то, что судебные решения будут повсюду однообразны, так как разные суды могут различно понимать содержание обычного права, да и не все знакомы с ним в одинаковой мере. Напротив, закон в одинаковой степени доступен для всех и в руководство судам предлагает совершенно определенные и неизменные формулы. 3) Если обычай играл большую и в общем благотворную роль в малокультурном состоянии общества и был там единственно возможным источником права, то условия современной культуры делают обычное право в общем мало пригодным и иногда прямо вредным. Обычное право не может поспевать за быстрым темпом развития современной культуры и часто только способствует закреплению и упорному сохранению устарелых и вредных традиций. На его содержании гораздо свободнее и в большей степени, чем на содержании закона, отражаются обыкновенно классовые различия и социальное неравенство; социально-сильные при помощи обычаев легча могут поддерживать свой перевес над социально-слабыми; правильно поставленное законодательство вносит в решение подобных вопросов больше справедливости. Одним словом, в большинстве случаев обычное право в наше время является оплотом косности и социального неравенства, устарелых традиций и переживших себя привилегий, тогда как законодательство имеет более передовой характер Всеобщий закон – это свобода , кончающаяся там , где начинается свобода другого ( В . Гюго) Викто́р Мари́ Гюго́ ; 26 февраля 1802, Безансон — 22 мая 1885, Париж) — французский писатель (поэт, прозаик и драматург), глава и теоретик французского романтизма. Член Французской академии (1841). Конституции и другие нормы конституционного (государственного) права зарубежных стран провозглашают права и свободы самого различного характера и содержания. Основные права и свободы можно подразделить на три группы в зависимости от характера отношений, возникающих между индивидуумом и государством, а также между самими индивидуумами. Во-первых, личность как член гражданского общества наделяется определенными социально-экономическими правами и свободами; во-вторых, личность как член политической общности наделяется определенными политическими правами и свободами. И, наконец, в-третьих, как физическое лицо личность наделяется определенными личными правами и свободами. Мы рассмотрим личные права и свободы. Личные права и свободы предоставляются человеку как физическому лицу вне зависимости от того, является он гражданином данной страны или нет. Западная теория часто рассматривает эту категорию прав и свобод как естественную, дарованную человеку не государством, а природой или богом. На практике эти права и свободы также носят позитивный характер, так как они имеют юридическую силу только тогда, когда порядок их применения устанавливается законом. Довольно многочисленные личные права и свободы можно условно подразделить на две основные группы: права и свободы, защищающие человека от произвола со стороны других лиц, и права и свободы, защищающие человека от произвола со стороны государства. Первая группа личных прав и свобод немногочисленна, причем некоторые из них содержат в себе юридические гарантии от произвола как со стороны отдельных лиц, так и государства одновременно. К их числу относится право на жизнь и неприкосновенность личности, право на сопротивление насилию. Особое место занимает право на свободу, которое обычно истолковывается как запрещение рабства и иных форм подневольного состояния. Согласно идеям «правового государства» и «правления права» государство не только обязано соблюдать свои собственные законы, но и не может допускать каких-либо актов произвола в отношении своих граждан. Государство дает гарантии, которые находят свое выражение в провозглашении таких прав и свобод, как неприкосновенность жилища, тайна переписки, свобода передвижения и выбора места жительства и некоторых других. Неприкосновенность жилища предполагает защиту не только от произвольных обысков и выемок, постоя солдат, полицейских вторжений, но и защиту от произвольных действий со стороны отдельных лиц. Здесь можно усмотреть, помимо личных гарантий, одну из форм защиты частной собственности. Тайна переписки и телефонных разговоров в значительной мере обеспечивается закрепленным законом требованием в отношении правоохранительных органов получать специальное разрешение суда для перлюстрации писем и прослушивания телефонных разговоров. Одним из важнейших личных прав человека является свобода передвижения и выбора места жительства. Всеобщая декларация прав человека следующим образом формулирует эту свободу: «Каждый человек имеет право свободно передвигаться и выбирать себе место жительства в пределах каждого государства. Каждый человек имеет право покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну» (ст. 13) [1.1]. Среди других личных прав и свобод, предоставляемых законодательством человеку как физическому лицу, можно назвать право на свободное заключение брака, запрещение пыток и необычайных наказаний. Ограничение прав и свобод. Поскольку права и обязанности реализуются в обществе, что нередко требует сотрудничества людей, то это обстоятельство обуславливает неизбежность определенных ограничений прав и свобод. Ограничение диктуется, прежде всего, необходимостью уважения таких прав и свобод других людей, а также необходимостью уважения нормального функционирования общества и государства, равно как и любого коллектива. Однако любые ограничения допустимы в том случае и в той мере, в каких они предусмотрены в конституциях. Формулы конституционных ограничений прав и свобод разнообразны. Есть общие оговорки (генеральные клаузулы) - законодатель в этом случае при формулировании необходимых ограничений прав и свобод связан с указанными в конституции целями ограничений - "свободы и права могут ограничиваться только законом в целях защиты свобод и прав других людей, правопорядка, общественной морали и здоровья" [2.3] Права человека: Учебное пособие / А.Д. Гусев, Я.С. Яскевич, Ю.Ю. Гафарова и др., под обшей ред. А.Д. Гусева и Я.С. Яскевич. - Мн.: «ТетраСистемс», 2002, с. 89. Есть конкретные оговорки, относящиеся к отдельным правам и свободам. "Жилище неприкосновенно. Без согласия его обитателей никто не может входить в жилище или оставаться в нем, кроме случаев, прямо указанных в законе". В последнее время обозначились тенденции при формулировании в конституциях оговорок к правам и свободам, отсылающих к закону, четко устанавливать для законодателя задачи и пределы регулирования соответствующих отношений, а также основные содержательные положения этого регулирования. Наряду с ограничением прав и свобод, распространяющимися на все население государства, конституции иногда предусматривают индивидуальное лишение прав и свобод как санкцию за злоупотребление ими. "Тот, кто злоупотребляет свободой выражения мнений, в особенности свободой печати, лишается этих основных прав (ст.18 Основного закона ФРГ)". Особенность немецкого конституционного регулирования основных прав человека -- возможность их ограничения со стороны государства. Так, лица, которые используют права, и свободы для борьбы против свободного демократического строя могут быть лишены решением Федерального конституционного суда права на: свободу печати; свободу преподавания; свободу собраний; свободу объединений; тайну переписки, почтовой, телеграфной и иной электросвязи; право собственности; право убежища. Наконец, следует отметить, что конституции часто предусматривают возможность ограничения тех или иных прав и свобод при чрезвычайных обстоятельствах (война, стихийное бедствие и т.д.). Свобода
У этого термина существуют и другие значения, см. Свобода (значения).
Свобо́да — это наличие возможности выбора варианта и реализации (обеспечение) исхода события. Отсутствие такого выбора и реализации выбора равносильно отсутствию свободы — несвободе. (см. также Степени свободы).
Свобода - это отсутствие принуждения со стороны других людей. (см. также Либертарианство).
Свобода есть один из видов проявления случайности, направляемое свободой воли (намеренность воли, осознанная свобода) или стохастическим законом (непредсказуемость исхода события, неосознанная свобода). В этом смысле, понятие «свобода» противоположно понятию «необходимость».
В этике «свобода» связана с наличием свободной воли человека. Свобода воли налагает на человека ответственность и вменяет в заслугу его слова и поступки. Поступок считается нравственным только в том случае, если он совершается свободной волей, является свободным волеизъявлением субъекта. В этом смысле этика направлена на осознание человеком своей свободы и связанной с ней ответственности.
Абсолютная свобода — течение событий таким образом, чтобы воля каждого действующего лица в этих событиях не подвергалась насилию со стороны воли других действующих лиц или обстоятельств.
В «Декларации прав человека и гражданина» (1789, Франция) свобода трактуется как возможность «делать всё, что не наносит вреда другому: таким образом, осуществление естественных прав каждого человека ограничено лишь теми пределами, которые обеспечивают другим членам общества пользование теми же правами. Пределы эти могут быть определены только законом».
В праве свобода связана не просто с ответственностью субъекта за свои деяния, которая подразумевает его свободу воли, но и с мерой ответственности — вменяемости или невменяемости личности в момент совершения поступка. Выработка этой меры ответственности за деяние вызвано требованием справедливости, справедливого воздаяния — меры наказания.
В праве — закрепленная в конституции или ином законодательном акте возможность определённого поведения человека (например, свобода слова, свобода вероисповедания и т. д.). Категория «свобода» близка к понятию «право» в субъективном смысле, однако последнее предполагает наличие более или менее четкого юридического механизма для реализации и обычно соответствующей обязанности государства или другого субъекта совершить какое-либо действие (например, предоставить работу в случае права на труд). Напротив, юридическая свобода не имеет четкого механизма реализации, ей соответствует обязанность воздерживаться от совершения каких-либо нарушающих данную свободу действий.Как не странно, распространённой ошибкой является мнение о том что свобода слова является одним из составляющих свободы(с политической точки зрения), но тем не менее это не так. [1]
Свобода — средство для достижения цели и смысла жизни человека. У язычников идеалы свободы послужили основой создания демократического общества, классическим примером которого стали Афины в Древней Греции. В последние столетия к этим идеалам вернулось и современное общество.
Свобода — это осознанные действия человека, основанные на этике окружающего его общества.
В истории развития понятия свободы понятие творческой свободы постепенно вытесняет понятие свободы от препятствий (принуждения, казуальности, судьбы). В древней философии (у Сократа и Платона) речь идет прежде всего о свободе в судьбе, затем о свободе от политического деспотизма (у Аристотеля и Эпикура) и о бедствиях человеческого существования (у Эпикура, стоиков, в неоплатонизме). В средние века подразумевалась свобода от греха и проклятие церкви, причем возникал разлад между нравственно требуемой свободой человека и требуемым религией всемогуществом Бога. В эпоху Ренессанса и последующий период под свободой понимали беспрепятственное всестороннее развертывание человеческой личности.
Со времени Просвещения возникает понятие свободы, заимствованное у либерализма и философии естественного права (Альтузий, Гоббс, Гроций, Пуфендорф; в 1689 в Англии — Билль о правах), сдерживаемое все углубляющимся научным взглядом, признающим господство всемогущей естественной причинности и закономерности. В нем. религии и философии, начиная от Мейстера Экхарта, включая Лейбница, Канта, Гёте и Шиллера, а также нем. идеализм до Шопенгауэра и Ницше, ставит вопрос о свободе как вопрос о постулате нравственно-творческого соответствия сущности и её развития. Марксизм считает свободу фикцией человек мыслит и поступает в зависимости от побуждений и среды (см. Ситуация), причем основную роль в его среде играют экономические отношения и классовая борьба. Но во внимание не принимаются способности человека к анализу, самоанализу, моделированию представлению результатов своих действий и дальнейших последствий. В зависимости от побуждений и среды делают поступки животные, а человек есть нечто высшее по определению. Спиноза определяет свободу как осознанную необходимость.
Согласно экзистенциализму Хайдеггера, основным состоянием бытия является страх — страх перед возможностью небытия, страх, который освобождает человека от всех условностей действительности и, т.о., позволяет ему достигнуть в некоторой степени свободы, основанной на ничто, выбрать самого себя в своем неизбежном возлагании ответственности на себя самого (см. Заброшенность), то есть выбрать себя как собственное, имеющее ценность существование. Согласно экзистенциализму Ясперса, человек свободен преодолеть бытие мира в выборе самого себя и достигнуть трансценденции Всеобъемлющего (см. Охватывающее, Окружающее).
Согласно Р. Мэю, «…Способность трансцендировать из сиюминутной ситуации является основой человеческой свободы. Уникальное качество человеческого существа — широкий спектр возможностей в любой ситуации, которые, в свою очередь, зависят от самоосознания, от его способности в воображении перебирать различные способы реагирования в данной ситуации» [2]. Такое понимание свободы обходит проблему детерминизма в принятии решения. Как бы решение не было принято, человек его осознаёт, причём осознаёт не причины и цели решения, а значение самого решения. Человек способен выйти за рамки непосредственной задачи (как бы мы не называли объективные условия: необходимость, стимул, или же психологическое поле), он в состоянии иметь какое-то отношение к самому себе, и уже в соответствии с этим принимать решение.
Свободное бытие означает возможность осуществлять добрую или злую волю. Добрая воля обладает достоверностью безусловного, божественного; она ограничивается бессознательным жизненным упрямством простого определённого бытия и подлинного бытия. Согласно экзистенциализму Сартра, свобода не свойство человека, а его субстанция. Человек не может отличаться от своей свободы, свобода не может отличаться от её проявлений. Человек, так как он свободен, может проецировать себя на свободно выбранную цель, и эта цель определит, кем он является. Вместе с целеполаганием возникают и все ценности, вещи выступают из своей недифференцированности и организуются в ситуацию, которая завершает человека и к которой принадлежит он сам. Следовательно, человек всегда достоин того, что с ним случается. У него нет оснований для оправдания.
Тесно связаны понятия анархизма и свободы. Основой идеологии анархистов является утверждение, что государство — тюрьма для народа. Против этого утверждения можно поставить тот факт, что государство обеспечивает безопасность и другие общие интересы своих граждан, ограничивая их свободу. Иными словами, государство играет роль монополии на ограничение свободы человека. В контексте следует отметить труды таких фантастов как Шекли и Брэдбери, особенно повесть «Билет на планету Транай», описывающую общество с радикально иной моралью.
Распространенное понимание свободы как "осознанной необходимости" подменяет смысл этого термина, оправдывая факт существования "необходимости", то есть "отсутствия выбора", противоречащей самой сути свободы. "Осознанная необходимость" может трактоваться как "Смирение сознания с отсутствием выбора". Свобода в своем истинном смысле может быть определена как "Полный осознанный отказ от понятия "необходимость"". Человек есть деятель и соучастник общего мирового процесса. Бехтерев В. М Влади́мир Миха́йлович Бе́хтерев (20 января 1857, Сорали — 24 декабря 1927, Москва) — выдающийся русский медик-психиатр, невропатолог, физиолог, психолог, основоположник рефлексологии и патопсихологического направления в России, академик. ….каждый человек, явившийся наследником прошлых поколений, есть деятель, творец и созидатель будущего. Он не имеет права говорить о своем бессилии или бесплодности труда, ибо в нем самом заключается рождение будущего. для всякой человеческой личности возникает и необходимость нравственного совершенствования в течение жизни. Необходимо, чтоб каждая личность, благодаря тому запасу энергии, который она приобретает как со своим рождением, так и в течение своей жизни путем трансформирования энергий окружающей природы, возможно полнее участвовала в общей созидательной работе над развитием духовной культуры человечества и вносила бы всю силу своей творческой деятельности в окружающий мир. Это есть моральная обязанность каждой вообще личности, вытекающая из всего строя посылок, который был передан нами в предыдущем изложении. Жизнь, как и весь мир, не есть покой, а беспрерывное движение и деятельность. Труд, связанный с затратой энергии, есть физиологическая необходимость для человека. Но труд сам по себе как всякая деятельность, встречающая на пути своем те или другие препятствия, приводит человека к совершенствованию, которое продолжается от самого младенчества до прекращения человеческой жизни, если в нем не будет преждевременно убита склонность к труду, а следовательно, и к совершенствованию, тем или другим болезненным недугом. Нельзя забывать, что противодействия, встречаемые на пути той или иной деятельности, не препятствуют вполне совершенствованию, они только его задерживают на то или другое время, но в то же время усиливают энергию к преодолению препятствий. Однако взаимное соперничество не может быть ни целью жизни, ни даже одним только средством совершенствования, ибо уже и в биологии наряду с естественным отбором, основанным на борьбе, действует везде и всюду, как я доказываю, так называемый социальный отбор, причем если первый, т. е. естественный отбор лежит в основе биологического прогресса, то второй, т. е. социальный отбор, основанный на сотрудничестве и разделе труда, лежит главнейшим образом в основе социального прогресса.(18) Из предыдущего ясно, что человек не только способен к совершенствованию, но он и не может не совершенствоваться, находясь в условиях окружающей его среды, и потому совершенствование его идет то скорее, то медленнее, но безостановочно всю жизнь до ее предела. Каждый миг его жизни есть только ступень для поднятия вверх к высшим формам проявления индивидуальности - вот основной закон нормального развития человеческой жизни. Но человек в то же время существо социальное, и без социальности нельзя представить себе совершенствующейся человеческой личности. Вот почему совершенствование одного не только не должно мешать совершенствованию других, а даже содействовать тому, иначе и собственное совершенствование оказывалось бы социальным Примеры
Александр Блок взволнованно писал о том, что личная трагедия - это лишь часть трагедии мировой, и развивается в связи с судьбой всего человечества. Острое ощущение противостояния творческого и человеческого "я", отрицание окружающей действительности, патетичность и даже пафосность переживаний - все это побуждало выходить за узкие пространственные и временные рамки вседневного и обычного. Нарастающий "кризис нравственных императивов" открыл необозримые горизонты мистики, трактуемой как свободное самоутверждение сверхличной воли в индивидууме. Это обновленное мироощущение, открытое во всех своих противоречиях, высочайшая степень рефлексивности, имманентная ему, стала причиной появления принципиально нового типа творческой личности. Новый тип Художника-Творца, сформировавшийся в новой органической эпохе, тяготеющей к синтезу, возврату к мифологическим началам и всеединству, отразил нарастающий кризис во всей полноте. Личность человека стала мерилом всего жизнетворческого процесса Цитаты Жизнь отдельного человека имеет